Психолог Екатерина Евграфова

Прокрастинация: почему дела не делаются?

Наша деятельность — тонко настроенный механизм. Она складывается из множества факторов и потому так подвержена нарушениям.

Например: задумали сделать, а не делаете?
Или — вроде бы хотите что-то сделать, а что именно делать — не знаете? Или дел столько, что не понятно, за что схватиться? Ещё вариант — делать не то, что хочется, а потом ругать себя за это.

Всё это — примеры «поломок». Какие-то из них нас не трогают, а какие-то здорово в жизни мешают.

Для восстановления деятельности нужно понимать, из чего она состоит. Тогда станет понятно, на каком этапе и чем себе помочь. Поехали.

БЛОК 1. Проверяем зарождение действий — от возникновения желания до выполнения.
🔸Проверка выбора:
→ есть ли желание и что с ним;
→ есть ли мотивация и ответ на вопрос «зачем?»;
→ определены ли значение, ценность и смысл;
→ обдумана ли реалистичность и достижимость желаемого.

🔸 Проверка решения:
→ сделан ли выбор и принято ли решение;
→ принята ли ответственность за выбор.

🔸 Проверка цели:
→ поставлена ли цель, её осознанность и реалистичность (как вариант — уместен анализ цели по SMART).

🔸 Проверка планирования:
→ есть ли понимание, что конкретно необходимо сделать;
→ составлена ли система последовательных шагов;
→ обозначен ли самый первый шаг.

🔸 Проверка намерения:
→ сформировалось ли намерение действовать.

🔸 Проверка утверждения:
→ утверждена ли цель;
→ преодолено ли сомнение.

🔸 Проверка выполнения:
→ есть ли сила двигаться вперёд (= поддержка намерения);
→ есть ли настойчивость (= поддержка мотивации);
→ есть ли сосредоточенность (= удерживание фокуса внимания);
→ есть ли ожидание и терпение (= преодоление препятствий).

Нарушение на любом шаге приводит к поломке механизма в целом. Для мелких дел это может быть не важно, а вот для больших задач с длительной перспективой — это уже проблема.

БЛОК 2. Проверяем аспекты, формирующие деятельность.
🔸 Потребности: если человек уходит в жертвенность и жалобность, то потребности перерождаются в нужду. Из нужды не рождаются ни желания, ни цели, а только ожидания.

Например, девушка очень хочет отношений. Сколько ни пробует — не получается. И есть идея, что если хотеть очень сильно, то получится. В итоге желание превращается в идею-фикс, вокруг которой замыкается весь мир и которая вызывает только жалость к самой себе.

🔸 Цели: цели ли это или мечты? К мечтам прикладываются облака и розовые пони, из них мы черпаем вдохновение. Но ресурсы и действия — это атрибуты конкретных целей.

Например, можно мечтать, что завтра придя на работу вы переделаете 100500 дел, а потом ещё займётесь проектом и при этом вовремя уйдёте домой. Очень важно при этом не уходить в самообман и иллюзии. Потому что если по факту потом будет сделано только 3, то возникнут критика, неуверенность и сомнения в компетентности.

🔸 Действия: их может быть слишком много (судорожные, хаотичные действия) или нет совсем (когда человек совсем не берётся за дела). Тут, думаю, понятно.

🔸 Сопротивление изменениям: само по себе оно — процесс естественный, но в патологической форме может превратиться в обесценивание или страх. Причём обесценить можно вообще что угодно — желания, смыслы, действия… Обесценивание блокирует деятельность намертво.

🔸 Наличие ресурсов: поскольку именно они запускают динамику изменений. И будучи приложенными к действиям ресурсы работают как катализатор. Нюанс в том, что зачастую ресурсы не видятся, не признаются, например, из-за определённых установок и ожиданий, как именно всё должно быть.

БЛОК 3. Проверка состояния — «где» вы и «когда».
Наше тело безусловно материально и в каждый момент времени присутствует в реальности, в здесь и сейчас.
Однако наши мысли, наши чувства и эмоции очень подвижны, ими мы склонны «выпадать» из настоящего в прошлое или будущее.

Самые частые варианты — сожаление («вот если бы я тогда …, то …») и надежды или ожидания («вот когда-нибудь я …, и тогда …»). Они расходуют энергию из настоящего на иллюзии и фантазии о том, что уже прошло или ещё не наступило. И сил на действия тогда не остаётся.

Для деятельности требуется присутствие в реальности— понимание
🔸 где (пространство)
🔸 и когда (время)
предполагается выполнение намеченного.
Наши действия всегда имеют начало, протяжённость и конец. Они всегда реализуются в каком-то месте. Если место и время не определены, то можно десятки раз прокручивать воплощение плана в голове, но так и не осуществить задуманное в реальности.

Ответьте для себя на вопросы:
🔸 где вы проводите больше времени: в прошлом, настоящем или будущем;
🔸 понимаете ли, где реальность, а где фантазии, что у вас есть фактически, а что — только в иллюзиях;
🔸 отслеживая своё состояние — мысли, эмоции, чувства, ощущения — обратите внимание, с какими событиями в настоящем, прошлом или будущем они связаны;
🔸 проанализируйте, как ваше состояние влияет на то, что и как вы делаете;
🔸 планируя какое-либо дело, определяйте конкретные место и время его реализации.

БЛОК 4. Проверка оценок и реакции.
Зацикленность на оценке (своей же или другого) может убивать процесс на любой стадии: испугаться, что получится криво — и не начать; увидеть в процессе, что получается не как задумано — и бросить, не доделав; завершить, увидеть результат, обесценить и разочароваться — и отказаться от попыток.

А ещё можно оценивать себя и своё состояние — слишком волнуюсь, раздражаюсь или капризничаю — «фу такой быть». Или «сделала хорошо, а нечего гордиться, ещё вопрос, что в следующий раз будет».

Когда мы что-либо делаем, у нас возникают чувства и мысли — устраивает ли процесс, соответствуют ли ожиданиям результат и мы сами в ходе деятельности.

Если ваши реакции и оценки носят в основном негативный характер, полны критики, требований к себе, язвительности или колкости, вполне закономерно, что дело заглохнет.
Никому не хочется быть неудачником или неумёхой прежде всего в своих же глазах.

Оценки и реакции — проверяем:
🔸 ожидания и предположения, как должно было быть;
🔸 чьи это ожидания и чем они продиктованы, что их вызывает и формирует;
🔸 как соотносятся ожидания и реальность, какие чувства это вызывает;
🔸 чьи оценки и реакции важны и значимы;
🔸 как формируется оценка процесса, результата и себя;
🔸 как данная реакция влияет на деятельность.

Эти четыре фундаментальных аспекта деятельности определяют, что и как мы делаем или не делаем. В случае застревания в прокрастинации или откладывания на потом попробуйте пройти по этим блокам как по алгоритму и вычленить, где происходит нарушение. Тогда будет понятно, что предпринять, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки.
Не сможете разобраться сами — пишите. И удачи в начинаниях!
прокрастинация самопомощь помощь психолога полезные вопросы деятельность о целях