Психолог Екатерина Евграфова

Игры, в которые играем мы

Если произведение — кино, сериал, книга — становится супер-популярным, значит в нём есть болевые точки и значимые образы, общие для большой массы людей.
Так «Игра в кальмара» захватила внимание и привела к обсуждениям и спорам, поскольку в ней отражены общественные триггеры.

Игры, показанные в сериале, — как метафора реальности. Давайте разбираться.
Текст далее — спойлер.

🔸 Игроки: люди, которые ищут, как решить свои проблемы. И не находят законных способов это сделать. Тут и склад личности, и желание лёгких решений. Каждый из них считает, что это вопрос исключительно финансов.

❗️ К вопросу: объём просроченных долгов россиян с начала года по сентябрь вырос на 8 % и составляет больше 1 триллиона ₽. А всего сумма задолженностей (=кредитов) на начало осени — 23,6 триллиона. Так что закредитованы не только корейцы.

🔸 Цель: выиграть свинью с деньгами. Для чего? — решить все проблемы. Тогда приз как надежда на светлое будущее, деньги как выход из тяжёлой ситуации. Игроки убеждены, что это единственный их вариант, а правила просты и заманчивы:
игрок не может выйти из игры,
игрок, отказавшийся играть, проигрывает,
игры прекращаются по желанию большинства игроков.

❗️ Яркая параллель с достигаторством и супер-эффективностью: внешняя цель важная, желанная и такая необходимая подменяет всё, ради чего она достигается. Она задаёт поведение, влияет на выборы и решения. А в итоге получаются выгорание, разрушение отношений и утрата смыслов. И выйти из такой системы очень трудно.

🔸 Первая игра «Тише едешь — дальше будешь». Игроки ещё полны оптимизма. Но тут происходит столкновение с суровой реальностью: просто так ничего не даётся. У игры есть правила:
таймер как отсчёт времени,
отведённое время для достижения цели,
правило, как к ней двигаться,
кара за нарушение правила.

❗️ Практически любое дело в нашей жизни оценивается по этой модели: не купил квартиру до 30 — неудачник, не спасла брак — разведёнка, не построил карьеру до 40 — бездельник, не получил высшее образование — тупица…

Но вот вопрос: кто задаёт правила? Кто оценивает результат? И по чьим правилам каждый из нас живёт?

🔸Те, кто выжил, испытали шок, завершили игру и вернулись в обычную жизнь. Но её контекст никак не изменился: те же долги, нищета и проблемы. В итоге из 201 выжившего 187 возобновляют игру, и только 14 ищут другие решения.

❗ Привычные паттерны поведения, стратегии и сценарии перестраивать без помощи психолога или больших жизненных передряг, когда меняются ценности и приоритеты, — крайне трудно. Поэтому люди и попадают на те же «грабли».

🔸 Вернувшиеся игроки начинают вторую игру «Сахарные соты». Желание сильно, часть претендентов отсеялась, стресс преодолён, но новая игра задаёт новые правила:
✔ стартовые условия могут быть разными,
✔ от удачливости зависит, сколько нужно будет усилий,
✔ существуют блат, протекции и связи, которые делают путь легче.

❗ Вывод: когда мы играем в чью-то игру, мы не равны, у нас разные начальные условия. Единственный вариант в такой игре — любой ценой получить для себя преимущество ради достижения поставленной цели.

🔸 Третья игра «Перетягивание каната». До неё каждый был сам за себя и против системы. Теперь мир делится на своих и чужих, друзей и врагов. Выиграть можно только ценой чьей-то смерти. И отказаться от игры уже тоже нельзя — на кону собственная жизнь:
✔ или мы, или они.

❗ Чем ближе человек к цели, тем «жирнее» кажется «свинка»: деньги, статус, одобрение, любовь, слава — они всё больше и желаннее. Но возрастает и их цена.
Тогда можно разделить мир на своих и чужих, и поведение как будто бы станет оправдано.
Пожертвуй парком ради строительства торгового центра; здоровьем людей ради прибыли компании; отношениями с родственниками ради блага своей семьи — ведь так выгодно и ближе к цели.

🔸 Но пожертвовать чужими недостаточно, в следующей игре «Кганбу (друг)» для достижения цели нужно пожертвовать своими — самыми близкими друзьями…
✔ или я, или он.

❗ … а по сути — своей частью, самими собой.
Когда до большой цели уже вроде бы рукой достать, уже в жертву принесены многие, что стоит тогда отказаться и от части себя?
Пожертвовать отношениями ради карьеры или карьерой ради семьи, устремлениями ради благополучия, здоровьем ради бизнеса. Ради большой цели делается и это.

🔸 Когда часть себя убита, тогда можно просто идти по трупам: начинается «Стеклянный мостик». Каждое продвижение вперёд стоит чьей-то жизни. Главное — быть в нужном месте: оказаться не трупом, а тем, кто по ним идёт.

🔸Финальная игра — «Игре в кальмара». Само по себе соперничество явление обычное и даже естественное. Но для того, кто сыграл в предыдущие игры, противостояние становится борьбой на уничтожение. Ведь между тобой и целью только он — твой соперник.

И вот финал, и что дальше? Что ждёт того, кто дошёл до конца?
Достигнутая цель: деньги, власть, слава — пожалуйста!

«А что-то радости нет. И одиноко. Ради кого это всё было?..» — и вместо цели получился свой персональный ад.

Резюме: цели и игры выбирает каждый для себя сам. Есть такие, которые созидают и творят, делают жизнь радостнее и полнее. Важно научиться их видеть. А для этого — иначе думать и действовать.

Как именно — разбираем, формулируем и определяем на индивидуальных консультациях и групповых встречах.
Обращайтесь.
Надеюсь, что этот анализ помог вам увидеть типичные жизненные стратегии немного под другим углом.
установки про деньги сценарии жизни манипуляции