Если произведение — кино, сериал, книга — становится супер-популярным, значит в нём есть болевые точки и значимые образы, общие для большой массы людей. Так «Игра в кальмара» захватила внимание и привела к обсуждениям и спорам, поскольку в ней отражены общественные триггеры. ⠀ Игры, показанные в сериале, — как метафора реальности. Давайте разбираться. Текст далее — спойлер. ⠀ 🔸 Игроки: люди, которые ищут, как решить свои проблемы. И не находят законных способов это сделать. Тут и склад личности, и желание лёгких решений. Каждый из них считает, что это вопрос исключительно финансов. ⠀ ❗️ К вопросу: объём просроченных долгов россиян с начала года по сентябрь вырос на 8 % и составляет больше 1 триллиона ₽. А всего сумма задолженностей (=кредитов) на начало осени — 23,6 триллиона. Так что закредитованы не только корейцы. ⠀ 🔸 Цель: выиграть свинью с деньгами. Для чего? — решить все проблемы. Тогда приз как надежда на светлое будущее, деньги как выход из тяжёлой ситуации. Игроки убеждены, что это единственный их вариант, а правила просты и заманчивы: ✔ игрок не может выйти из игры, ✔ игрок, отказавшийся играть, проигрывает, ✔ игры прекращаются по желанию большинства игроков. ⠀ ❗️ Яркая параллель с достигаторством и супер-эффективностью: внешняя цель важная, желанная и такая необходимая подменяет всё, ради чего она достигается. Она задаёт поведение, влияет на выборы и решения. А в итоге получаются выгорание, разрушение отношений и утрата смыслов. И выйти из такой системы очень трудно. ⠀ 🔸 Первая игра «Тише едешь — дальше будешь». Игроки ещё полны оптимизма. Но тут происходит столкновение с суровой реальностью: просто так ничего не даётся. У игры есть правила: ✔ таймер как отсчёт времени, ✔ отведённое время для достижения цели, ✔ правило, как к ней двигаться, ✔ кара за нарушение правила. ⠀ ❗️ Практически любое дело в нашей жизни оценивается по этой модели: не купил квартиру до 30 — неудачник, не спасла брак — разведёнка, не построил карьеру до 40 — бездельник, не получил высшее образование — тупица… ⠀ Но вот вопрос: кто задаёт правила? Кто оценивает результат? И по чьим правилам каждый из нас живёт?
🔸Те, кто выжил, испытали шок, завершили игру и вернулись в обычную жизнь. Но её контекст никак не изменился: те же долги, нищета и проблемы. В итоге из 201 выжившего 187 возобновляют игру, и только 14 ищут другие решения. ⠀ ❗ Привычные паттерны поведения, стратегии и сценарии перестраивать без помощи психолога или больших жизненных передряг, когда меняются ценности и приоритеты, — крайне трудно. Поэтому люди и попадают на те же «грабли». ⠀ 🔸 Вернувшиеся игроки начинают вторую игру «Сахарные соты». Желание сильно, часть претендентов отсеялась, стресс преодолён, но новая игра задаёт новые правила: ✔ стартовые условия могут быть разными, ✔ от удачливости зависит, сколько нужно будет усилий, ✔ существуют блат, протекции и связи, которые делают путь легче. ⠀ ❗ Вывод: когда мы играем в чью-то игру, мы не равны, у нас разные начальные условия. Единственный вариант в такой игре — любой ценой получить для себя преимущество ради достижения поставленной цели. ⠀ 🔸 Третья игра «Перетягивание каната». До неё каждый был сам за себя и против системы. Теперь мир делится на своих и чужих, друзей и врагов. Выиграть можно только ценой чьей-то смерти. И отказаться от игры уже тоже нельзя — на кону собственная жизнь: ✔ или мы, или они. ⠀ ❗ Чем ближе человек к цели, тем «жирнее» кажется «свинка»: деньги, статус, одобрение, любовь, слава — они всё больше и желаннее. Но возрастает и их цена. Тогда можно разделить мир на своих и чужих, и поведение как будто бы станет оправдано. Пожертвуй парком ради строительства торгового центра; здоровьем людей ради прибыли компании; отношениями с родственниками ради блага своей семьи — ведь так выгодно и ближе к цели. ⠀ 🔸 Но пожертвовать чужими недостаточно, в следующей игре «Кганбу (друг)» для достижения цели нужно пожертвовать своими — самыми близкими друзьями… ✔ или я, или он. ⠀ ❗ … а по сути — своей частью, самими собой. Когда до большой цели уже вроде бы рукой достать, уже в жертву принесены многие, что стоит тогда отказаться и от части себя? Пожертвовать отношениями ради карьеры или карьерой ради семьи, устремлениями ради благополучия, здоровьем ради бизнеса. Ради большой цели делается и это.
🔸 Когда часть себя убита, тогда можно просто идти по трупам: начинается «Стеклянный мостик». Каждое продвижение вперёд стоит чьей-то жизни. Главное — быть в нужном месте: оказаться не трупом, а тем, кто по ним идёт. ⠀ 🔸Финальная игра — «Игре в кальмара». Само по себе соперничество явление обычное и даже естественное. Но для того, кто сыграл в предыдущие игры, противостояние становится борьбой на уничтожение. Ведь между тобой и целью только он — твой соперник.
И вот финал, и что дальше? Что ждёт того, кто дошёл до конца? Достигнутая цель: деньги, власть, слава — пожалуйста! ⠀ «А что-то радости нет. И одиноко. Ради кого это всё было?..» — и вместо цели получился свой персональный ад. ⠀ Резюме: цели и игры выбирает каждый для себя сам. Есть такие, которые созидают и творят, делают жизнь радостнее и полнее. Важно научиться их видеть. А для этого — иначе думать и действовать. ⠀ Как именно — разбираем, формулируем и определяем на индивидуальных консультациях и групповых встречах. Обращайтесь. Надеюсь, что этот анализ помог вам увидеть типичные жизненные стратегии немного под другим углом.