Консультация — это особая беседа двух людей. Одному из них требуется психологическая помощь или поддержка, другой — обладает специальными знаниями и опытом, чтобы эту помощь оказать.
Первая встреча
На первой встрече происходит знакомство друг с другом и с проблемой, которая привела на консультацию. Обычно первая встреча отличается от последующих. Основная её задача — выяснение запроса (цели совместной работы) и диагностика (прояснение подробностей, обстоятельств, причин).
Выдвижение гипотез
Гипотеза — это предположение на основании рассказа человека о причинах затруднений, с которыми он обратился. Иногда для клиента этого бывает достаточно, если он готов справляться с решением вопроса самостоятельно. В таких случаях консультации ограничиваются несколькими встречами и могут возобновляться по запросу клиента.
Контракт
В остальных случаях заключается контракт (чаще — устный), в котором оговариваются условия прохождения курса консультаций.
Последующие сессии
На последующих сессиях клиент рассказывает, как прошла неделя. Если было домашнее задание — что получилось выполнить, что нет. Они всегда посвящены работе на стратегическую цель клиента, но каждая сессия имеет свой самостоятельный запрос.
Завершающая сессия
Клиент может завершить совместную работу в любое время по разным причинам. Важно, чтобы это решение было обозначено. Завершение контакта, подведение итогов, соприкосновение с самыми разными при этом чувствами — один из ключевых моментов совместной работы. Не важно, длилась она 5−7 встреч или 50−70.
Я не настаиваю на проведении завершающей сессии, но по опыту могу сказать, что она желательна.
«Завершающая встреча» не означает, что человек никогда больше не сможет прийти на консультацию к психологу. Но это значит окончание определённого этапа взаимодействия.